Антуан Володин: Малые ангелы
Des anges mineurs
Аннотация к книге "Малые ангелы"
Иллюстрации к книге Антуан Володин - Малые ангелы
Рецензии на книгу «Малые ангелы»
В отличие от произведения Антуана Володина, эта сумбурная рецензия не отличается первородностью, внутренней стройностью и искусным стилем. Кроме того, мне во многом помогли предисловие Фредерика Детю к книге и статья Екатерины Дмитриевой, которая великолепно перевела «Малых ангелов» и чью статью я рекомендую прочесть перед знакомством с «ангелами» Володина.
Антуан Володин – псевдоним. Прочитав роман и познакомившись с критикой, я был твердо уверен, что «Малые ангелы» должны были быть...
Антуан Володин – псевдоним. Прочитав роман и познакомившись с критикой, я был твердо уверен, что «Малые ангелы» должны были быть написаны под псевдонимом, более того, именно таким гибридным, где французское «Антуан» соседствует, например, с общерусским «Володиным». И в данном случае псевдоним не ширма, а правило существования в пространстве, которое создал автор нового направления в литературе – «постэкзотизма». Антуан Володин пока одинок в «постэкзотизме», но согласитесь, в нашей с ним современности есть свое волнение, тем более, когда история литературы, в известном смысле, «приостановилась».
Очевидная эклектика псевдонима это один из шифров к пониманию «Малых ангелов» и всего творчества французского писателя. Имена и его персонажей нарочито комсмополитичны: Наяджа Агатурян, Язар Дондог, они освобождены от национально-культурных корней как условие чужеродности одной культуры другой. Всякий экзотизм в володинском пространстве подлежит сущностному уничтожению. Поэтому и автор должен быть из созданного им мира, в противном случае, «Малые ангелы» были бы обычной постмодернистской сюрреалистичной ложью или даже бредом. «Антуан Володин» - это показатель того, что задумав играть в такие игры, он играет серьезно, без тени иронии, самолюбования и без оглядки. Поэтому в интервью он ставит себя в ряд со своими персонажами.
Роман, а вернее «романш», как термин «постэкзотизма», имеет жесткую структуру и состоит из 49 «наррацей». Расположены они таким образом, что центральный 25 «наррац» образует эпицентр всего произведения, от которого отходят центрическим кругами остальные 48 «наррацей».
«Нарраци» – небольшие части прозаического текста, которые образуют единую ткань «романша» или, как говорит сам Антуан Володин, «мимолетности, в которых запечатлеются ситуации, эмоции, волнующие столкновения между памятью и реальностью, между воображением и воспоминанием». При этом текст по-платоновски или по-замятински стремится к высшей степени плотности и напряжения, как писал Замятин, чтобы «в секунду вжать столько, сколько раньше в шестидесятисекундную минуту», а по «монтажу» и стилистике здесь вполне уместна кинопараллель с «Зеркалом» Тарковского. В тоже время проза Володина удивительно поэтична. Пожалуй, еще одно свойство присуще тексту «ангелов» – импровизационность, в том смысле, что он фиксирует мгновение мира Володина и одновременно рождается из него.
В центральном «нарацци» происходит главное сюжетное событие, если о нем, о сюжете, можно говорить. В сгнивающем мире, который наполнен «непосильными абстракциями» и «непосильным небом», и который не успел опротестовать факт своей смерти, уже бессмертные старухи из богадельни «Крапчатое зерно» решают, что могут придать революции хоть какую-то динамику, чтобы «человечество не превратилось в неосязаемый прах». Они создают гомункулуса Вилла Шейдмана: «со сверхъестественной силой они вышептывали меня из содержимого двенадцати подушек, … они извлекали из небытия мою голову, и мои части сущие и несущие, и мои внутренние органы, …». Однако вместо революционера Вилл Шейдман становится контрреволюционером, за что приговаривается трибуналом ветхих старух к расстрелу, и что бы как-то оттянуть свой конец Вилл Шейдман рассказывает старухам истории их прошлого, возвращая и создавая его вновь. Вечно гибнущий мир Володина абсолютно фантасмагоричен, но всецело достоверен, он пронизан метафизикой политической истории XX века с ее революционными и контрреволюционными потрясениями, тоской по несбыточному эгалитаризму и отчаянием бесперспективного капиталистического неравенства.
Край Володина существует в будущем, но время в нем обесценено, оно мыслится только абстрактными категориями: “две тысячи лет после мировой революции”, “времена лагерей и тюрем”. Такое абстрагирование позволят отстраниться от мира и взглянуть на него со стороны, одновременно мягкость формы времени позволяет строить в связанном с ним пространстве конструкты, которые не будут противоречить ему.
Однако стоит вернуться к самому термину «постэкзотизм». «Постэкзотизм» - это неологизм, которые, как утверждает сам автор, позиционирует его литературу как странную и иностранную (игра слов во французском языке: étrange — странный, или чужой). «Определяя свой мир как экзотический (чужой и чуждый) в отношении ко всем принятым кодам, он утверждает, что его экзотические ценности, рассмотренные изнутри той сферы, в которой они существуют, уже перестают восприниматься как экзотические, но, напротив, создают последовательную систему ценностей, которая и определяет постэкзотический мир»*. Однако сам термин возник вполне спонтанно: на вопрос журналиста о том, куда Володин относит себя как литератора, он ответил, что не имеет намерения себе относить, а хочет заявить о своей инаковости. Так появилось слов «постэкзотизм», т. е. по форме как выпад. Однако это не выпад против литературы, а скорее против читателя, «строго деля их на врагов и друзей (что, по правде говоря, вызывает некоторые опасения). Первые — это те, кто рассматривает постэкзотизм извне, с точки зрения официального мира. Эти читатели, как заранее предполагает автор, будут всеми силами доказывать чуждость и маргинальность создаваемой им литературы. Другие — те, кто прочитывает постэкзотизм изнутри; их чтение гармонически созвучно процессу письма самого автора, его повествователей и повествовательниц. Их Володин называет “сочувствующими” (“sympathisants”)»*.
Как читатель я могу сказать, что это самое большое мое впечатление о современной литературе.
* Екатерина Дмитриева. Французский писатель с русскими корнями: Антуан Володин - первый опыт русского прочтения // НЛО. – 2006. – №81.
Французская литература 20 века всегда изобиловала различными авангардными направлениями и течениями. Достаточно вспомнить таких ее характерных представителей как Р.Кено, А.Роб-Грийе, и Ж.Перек. И вот теперь еще Антуан Володин - француз с русским псевдонимом, специалист по русской литературе и основатель литературного направления под названием постэкзотизм, представленного пока всего одним писателем - им самим.
Так называемые нарацци - короткие истории от лица разных людей...
Так называемые нарацци - короткие истории от лица разных людей с экзотическими именами рисуют постапокалиптическую картину мира, в которой горстка оставшихся людей существует вне времени и пространства и одновременно в бескрайнем пространстве некоего восточносибирского дома престарелых, где бессмертные старухи (само их бессмертие также условно как и все сюжетные переплетения рассказываемых героями Володина историями) создают своего рода Голема, искусственного человека, призванного возродить цивилизацию основанную на принципах эгалитарного общества. Но вопреки их планам, этот человек возрождает капитализм, а с ним и все институты насилия и неравенства, свойственные современному,"доапокалиптическому обществу". невозможность изменить мир приводит к пленению Голема (в книге его имя Вилл Шейдман) старухами и постепенному уничтожению оставшегося в живых челевеческого вида.
Сама структура текста Володина, как и его содержание незамысловаты. Но в нем ощущается магия сюрреализма, притягательность нереальности происходящего, завораживающая иррациональность действий, ситуаций, поступков героев. Местами встречаются предложения длинною в несколько абзацев, что как мы знаем было свойственно другому великому французу - М.Прусту, иногда это краткие, полные черного юмора истории в духе коротких рассказов Б.Виана. Несомненно одно: человек скрывающийся под псевдонимом Антуан Володин впитал в себя лучшие традиции современной европейской литературы различных жанров и породил нечто свое, новое и свежее литературное направление, а новое в большинстве своем всегда интересно.
Если вы обнаружили ошибку в описании
-
Позвонить -
СообщенияУ вас пока нет сообщений! -
Mой Лабиринт50 р. Дарим 50р. за регистрацию. Правила30 р. Баллы за ваши отзывы на книги5% Постоянная скидка уже на 2-й заказ -
0
ОтложеноЗдесь будут храниться ваши отложенные товары.Вы сможете собирать коллекции книг, а мы предупредим, когда отсутствующие товары снова появятся в наличии! -
0
КорзинаВаша корзина невероятно пуста.Лабиринт.Сейчас
Не знаете, что почитать?Здесь наша редакция собирает для вас лучшие книги и важные события.Главные книгиА тут читатели выбирают все самое любимое.
Не знаете, что почитать?
- Доставка и оплата
- Сертификаты
- Рейтинги
- Новинки
- Скидки
-
+7 499 920-95-25
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
//= cDetectMobile::isMobile() ? "tel:{$geotargeting['showphone']}" : '/contact/'; ?>//= $geotargeting['showphone']; ?>
-
Круглосуточная поддержкаВсе адреса и телефоны Лабиринта
- Контакты
- Поддержка
- Главное 2024
- Все книги
- Билингвы
- Книги для детей
- Комиксы, Манга, Артбуки
- Молодежная литература
-
Нехудожественная литература
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Нехудожественная литература»
- Все книги жанра
- Бизнес. Экономика
- Государство и право. Юриспруденция
- Домашние ремесла. Рукоделие
- Домоводство
- Естественные науки
- Информационные технологии
- История. Исторические науки
- Книги для родителей
- Коллекционирование
- Красота. Этикет
- Кулинария
- Культура. Искусство
- Медицина и здоровье
- Охота. Рыбалка. Собирательство
- Психология
- Публицистика
- Развлечения. Праздники
- Растениеводство
- Ремонт. Строительство. Интерьер
- Секс. Камасутра
- Технические науки
- Туризм. Путеводители. Транспорт
- Универсальные энциклопедии
- Уход за животными
- Филологические науки
- Философские науки. Социология
- Фитнес. Спорт. Самооборона
- Эзотерика. Парапсихология
- Периодические издания
- Религия
-
Учебная, методическая литература и словари
- Назад в «Книги»
- Все книги в жанре «Учебная, методическая литература и словари»
- Все книги жанра
- Вспомогательные материалы для студентов
- Демонстрационные материалы
- Дополнительное образование для детей
- Дошкольное обучение
- Иностранные языки: грамматика и учебники
- Книги для школы
- Педагогика
- Подготовка в вуз
- Пособия для детей с ограниченными возможностями
- Словари и разговорники
- Художественная литература
- Скидки · Обзоры · Рецензии · Подборки читателей · Новинки · Рейтинг · Авторы · Изд-ва · Серии
- Все книги на иностранном языке
- Книги на английском языке
- Книги на других языках
- Книги на испанском языке
- Книги на итальянском языке
- Книги на китайском языке
-
Книги на немецком языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на немецком языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на немецком языке
- Классическая литература на немецком языке
- Курсы изучения языка
- Литература на немецком языке для детей
- Нехудожественная литература на немецком языке
- Современная литература на немецком языке
-
Книги на французском языке
- Назад в «Иностранные»
- Все книги в жанре «Книги на французском языке»
- Все книги жанра
- Адаптированная литература на французском языке
- Графические романы на французском языке
- Классическая литература на французском языке
- Курсы изучения языка
- Литература на французском языке для детей
- Нехудожественная литература на французском языке
- Современная литература на французском языке
- Комиксы и манга на иностранных языках
- Все игрушки
-
Детское творчество
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Детское творчество»
- Все товары раздела
- Алмазные мозаики
- Витражная роспись
- Гравюры
- Другие виды творчества
- Конструирование из бумаги и другого материала
- Лепка
- Наборы для рукоделия
- Наклейки детские
- Панч-дыроколы фигурные
- Работаем с воском, гелем, мылом
- Работаем с гипсом
- Работаем с деревом
- Скрапбук
- Сопутствующие товары для детского творчества
- Творческие наборы для раскрашивания
- Фрески
-
Игры и Игрушки
- Назад в «Игрушки»
- Все товары в разделе «Игры и Игрушки»
- Все товары раздела
- Все для праздника
- Головоломки
- Детские сувениры
- Детские часы
- Другие виды игрушек
- Игрушка-антистресс
- Игрушки для самых маленьких
- Игры для активного отдыха
- Игры с мишенью
- Книжки-игрушки
- Конструкторы
- Куклы и аксессуары для кукол
- Кукольный театр
- Магнитные буквы, цифры, игры
- Машинки и Транспорт
- Музыкальные инструменты
- Мягкие игрушки
- Наборы для тематических игр
- Настольные игры
- Научные игры для детей
- Пазлы
- Роботы и трансформеры
- Ростомеры
- Сборные модели
- Слаймы
- Фигурки
- Электронные игры
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все канцтовары
-
Аксессуары для книг
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Аксессуары для книг»
- Все товары раздела
- Закладки для книг
- Обложки для книг
- Глобусы
-
Обложки для документов
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Обложки для документов»
- Все товары раздела
- Другие обложки
- Конверты для путешествий
- Обложки для автодокументов
- Обложки для военных билетов
- Обложки для зачетных книжек
- Обложки для паспортов
- Обложки для проездных билетов
- Обложки для студенческих билетов
- Чехлы для карт, обложки для пропусков
- Офисная канцелярия
- Папки, скоросшиватели, разделители
-
Письменные принадлежности
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Письменные принадлежности»
- Все товары раздела
- Карандаши черногрифельные
- Ручки
- Принадлежности для черчения
-
Рисование
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Рисование»
- Все товары раздела
- Аксессуары для рисования
- Инструменты и материалы для каллиграфии
- Карандаши цветные
- Кисти
- Краски
- Линеры для творчества
- Мелки
- Наборы для рисования
- Палитры, стаканы-непроливайки
- Папки для чертежей и рисунков
- Пастель
- Тушь, перья
- Уголь художественный
- Фломастеры
- Холсты. Мольберты
- Сумки
-
Товары для школы
- Назад в «Канцтовары»
- Все товары в разделе «Товары для школы»
- Все товары раздела
- Веера, счетный материал, счетные палочки
- Другие виды школьной канцелярии
- Канцелярские наборы
- Косметички, кошельки
- Ластики
- Мешки для обуви
- Ножницы школьные
- Обложки для тетрадей и книг
- Папки для школьных тетрадей. Папки для труда
- Пеналы
- Пластилин
- Подставки для книг
- Рюкзаки, портфели
- Точилки
- Фартуки. Клеенки для уроков труда
- Школьная бумажно-беловая продукция
- Школьные наборы, подставки, органайзеры
- Для школы · Скидки · Отзывы · Новинки · Производители · Серии
- Все CD/DVD
-
Аудио
- Назад в «CD/DVD»
- Все товары в разделе «Аудио»
- Все товары раздела
- Аудиокниги
- Музыка
- Религия
- Видео
- Софт
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Все сувениры
- Календари
-
Сувенирная продукция
- Назад в «Сувениры»
- Все товары в разделе «Сувенирная продукция»
- Все товары раздела
- Альбомы, рамки для фотографий
- Воздушные шары
- Детские сувениры
- Значки и медали
- Игрушки для животных
- Конверты для денег
- Магниты
- Новогодние сувениры
- Открытки
- Пакеты подарочные
- Подарочная упаковка
- Подарочные сертификаты
- Постеры и наклейки
- Праздничные аксессуары
- Таблички и статусы для рабочего стола
- Шкатулки
- Другое
- Скидки · Отзывы · Новинки · Рейтинг · Производители · Серии
- Весь клуб
- Журнал
-
Скидки и подарки
- Назад в «Клуб»
- Акции
- Бонус за рецензию
-
Только у нас
- Назад в «Клуб»
- Главные книги
- Подарочные сертификаты
- Эксклюзивы
- Предзаказы
-
Развлечения
- Назад в «Клуб»
- Литтесты
- Конкурсы
- Дома с детьми
-
Лабиринт — всем
- Назад в «Клуб»
- Партнерство
-
Приложения Лабиринта
- Назад в «Клуб»
- Apple App Store
- Google Play
- Huawei AppGallery
Мы используем файлы cookie и другие средства сохранения предпочтений и анализа действий посетителей сайта. Подробнее в пользовательском соглашении. Нажмите «Принять», если даете согласие на это.